История песни

  • Автор: Самохин Антон
  • 08.04.2015
  • Комментарии отключены

Много впереди путей, дорог… История песни «Гимн МГПИ»
Начало пятидесятых годов прошлого века. Последние годы сталинского правления. В мире уже разгорается «холодная война», в Корее идет война, самая что ни на есть «горячая», а советская страна только начинает приходить в себя после разрушений, вызванных другой войной — Великой Отечественной. Писатель, поэт и бард Михаил Анчаров метко сформулировал это время глазами человека своего, прошедшего войну поколения:

Мы почти не встречали
Целых домов,
Мы руины встречали
И стройки.

Стройки тоже были разные — от московских сталинских высоток до типовых бараков, возводимых пленными немцами.
В это самое время новое молодое поколение вырастает, получает «путевку в жизнь» в виде аттестатов зрелости, и многие представители этого поколения пополняют ряды советского студенчества.
За спиной у этих мальчишек и девчонок уже было далеко не безоблачное детство. Они познали военную эвакуацию, голод, а некоторые на своей шкуре испытали ощущения, связанные с навешанным на них клеймом «детей врагов народа». Это — про тех, чьи родители были репрессированы в суровые предвоенные годы.
Не стоит объяснять, что с таким ярлыком этим ребятам были закрыты двери в большинство престижных вузов страны. И у них был выбор: поступать в технические институты узкого профиля, или педагогические. Среди детей репрессированных было много потомственных интеллигентов, поэтому педвузы были в те годы своеобразными островками «вольнодумства». Хотя, казалось бы, время для вольнодумцев — совсем не подходящее. И все же…
Московский государственный педагогический институт (МГПИ) начала пятидесятых годов — это явление особое. Именно здесь зародился тот жанр песенной культуры, который впоследствии назовут «авторской песней». Хотя уже были написаны «Бригантина» и «Глобус», уже писали Евгений Агранович и Михаил Анчаров, уже Булат Окуджава (будучи тоже студентом педагогического вуза, только в Тбилиси) написал свою первую песню «Неистов и упрям». Но все же именно студенчество МГПИ начала 1950-х создало целую «песенную» ветвь студенческого фольклора, ставшего потом колыбелью бардовского жанра, можно сказать, «задало направление» в его развитии.
К МГПИ тех времен в народе приклеилась шуточная аббревиатура «Московский государственный поющий институт». Там учились Юрий Визбор, Ада Якушева, Юлий Ким, Борис Вахнюк, составившие потом золотой фонд бардовской классики; Максим Кусургашев, впоследствии известный журналист радиостанции «Юность», Юрий Ряшенцев, ныне -известный поэт, Петр Фоменко, ставший теперь одним из лучших театральных режиссеров, и многие другие. А всеобщим любимцем был «король гитары» Владимир Красновский -многосторонне одаренный молодой человек, который и писал замечательную музыку, и играл в студенческих спектаклях, мечтавший о режиссуре, но ставший впоследствии артистом разговорного жанра.

Предыдущая «
Следующая »