JAZZBAND

  • Автор: Самохин Антон
  • 08.04.2015
  • Комментарии отключены

По велению джаза (продолжение).
… Получается, ничего – или почти ничего – характерного джазового мы в АП пока не обнаружили. Джаз влиял на нее в той же степени, что и на эстрадную музыку (конечно, не на нынешнюю отечественную)… Джаз редко воздействовал на внешние ему музыкальные жанры какой-нибудь одной своей стороной, «деталью».

Его, скорее, принимали целиком, как сделала это в тридцатые американская белая эстрада, рок-музыка в шестидесятые. Разумеется, АП от всего этого довольно далека, джаз оказал на нее влияние весьма опосредованное. И сразу, без специального поиска. отслушивания, я могу, пожалуй, назвать лишь нескольких бардов, у кого возникает интонация, которую, думаю, можно назвать джазовой по сути. Это Александр Иванов, Сергей Канашенко, Сандро Эристави.
Пожалуй, лучше всего эта интонация слышна в ранних песнях Евгения Клячкина.
Но!
Есть ведь еще и босса-нова!
Босса оказалась АП настолько впору, что на сегодняшний день не просто приросла к ней, а буквально уже проросла ее насквозь. Никакое другое музыкальное сочинение не повлияло на наших бардов так сильно, как «Девушка из Ипанемы»…
Не в последнюю очередь именно с тем, что босса была бардами услышана и освоена, связан разворачивающийся с середины восьмидесятых музыкальный – да и идейный – «мятеж» в АП, явный отход от «заветов» Окуджавы, Визбора и Городницкого, резкое музыкальное усложнение. Характерный, с пропущенной долькой, ритм боссы сегодня уже – общее место, давно не воспринимается как что-то заимстованное, чужеродное. Готовясь писать эту статью, я прослушивал довольно много разного материала, и порой с удивлением обнаруживал, что многие вроде бы отлично знакомые мне вещи – например, у Сергея Никитина – тоже босса. А раньше просто не обращал внимания. Это – глубокий уровень перенятия, здесь влияние уже переработано. Но в АП существует и порядочное число хороших исполнителей, которым явно доставляет удовольствие играть именно так, как играли классики боссы. И уже некоторые женские голоса в АП явно затачиваются под Бразилию. А вот это уже для АП не вполне собственное поле, здесь высокая планка, здесь недостаточно просто попадать в ноты, но принята определенная культура звука, интонации, и не соответствовать ей стыдно. На мой вкус, непревзойденным сегодня человеком на этом наиболее, в сущности, джазовом крыле АП является томский уникум Роман Ланкин.
Итак, вывод, к которому мы пришли: босса-нова – не только единственный джазовый или около-джазовый стиль, но и вообще, по-видимому, единственный музыкальный стиль из «внешнего мира», оказавший на АП действительно существенное влияние. Думаю, в том, как влияет на нее сегодня отечественный рок, АП определенным образом возвращается сама к себе – а отголосков «чужого» рока, будь то «Пинк Флойд», «Секс Пистолз» или «Радиохэд», я что-то в ней не замечал; хотя вообще-то в западной рок-музыке любых времен – от раннего акустического Боба Дилана до нынешнего пост-рока – барды могли бы найти довольно много ценного, что им, наверное, и стоило бы как-то попытаться примерить к своим целям и задачам. Но: не берут значит, не нуждаются. АП в целом направление очень традиционное, не экспериментаторское – и несмотря на все внутренние музыкальные преобразования последних десятилетий, все же довольно крепко держится собственных корней. И в этом тоже заключена определенная ценность…

Автор: Михаил Бутов

Предыдущая «
Следующая »