МУЗЫКА ТВОЕГО ФОРМАТА

  • Автор: Самохин Антон
  • 08.04.2015
  • Комментарии отключены

Типология джазового коллектива в России
Джаз вполне возможно понимать и наслаждаться им безо всякой специальной подготовки (что бы ни говорили об этом ленивые или предубежденные люди), но джаз требует, прежде всего, внимательного слушания, слушательского погружения. Джаз невозможно слушать, не слыша — в качестве фоновой музыки.

Ну, то есть, находятся люди, которые слушают джаз в качестве фона, но их слушательский интерес быстро скатывается к прикладной, фоновой разновидности инструментальной музыки, которая известна под названием «гладкий джаз» (smooth jazz). А джаз как таковой, джаз как высшая форма искусства музыкальной импровизации требует внимания…
…Шаг за шагом — джаз затягивает. В джазе — самые информированные слушатели, самые преданные меломаны-коллекционеры, самые требовательные блюстители чистоты жанра и верности идеалам (эту строгую и непреклонную часть аудитории в Америке называют «джазовой полицией»). В джазе — и самые подготовленные, самые знающие музыканты…
…Все эти особенности джаза диктуют и особенности джазовых коллективов — объединений музыкантов, играющих джаз. В джазе не очень привилось понятие «группа»: это не рок, где одни и те же четыре человека могут десять-двадцать лет подряд пять вечеров в неделю с неослабевающим успехом нота в ноту играть одни и те же песни. Джазовые коллективы подвижны, изменчивы и многообразны. Один и тот же музыкант может участвовать одновременно в нескольких объединениях…
…Первый — это биг-бэнд, «большой оркестр». Их не так много (сейчас не 30-е годы, когда биг-бэнды были основой джаза), но хороший биг-бэнд — это класс, это репутация, и главное — это школа. Молодой музыкант, несколько лет поигравший в биг-бэнде, обретает ни с чем не сравнимый опыт: исполнительская дисциплина, точность игры, отточенность штриха… А кроме всего прочего, живой звук биг-бэнда, его ни с чем не сравнимая мощь — это еще и колоссальное удовольствие…
…Биг-бэнды, в свою очередь, бывают четырех типов — я обозначил бы их как «авторские», «репертуарные», «учебные» и «музейные»…

Они были вместе, они были счастливы…
Город Псков, 1927 год. Ценители музыкального искусства, да и просто советские обыватели едва ли могли не заметить броскую афишу примерно следующего – в духе того времени – содержания:
«Все на борьбу с детской смертностью и беспризорностью!
14 ноября Отдел Охраны Материнства и Младенчества Народного Комиссариата Здравоохранения устраивает большой концерт знаменитой исполнительницы цыганских романсов и таборных песен (впервые в Пскове) ТАМАРЫ ЦЕРЕТЕЛИ.
С Тамарой Церетели выступает композитор – автор романсов (создатель этого жанра) БОРИС ПРОЗОРОВСКИЙ
Плачет рояль.
Итак, год 1927-й. Блистательный, но уже тревожный. Церетели и Прозоровский, певица и композитор, много выступают, и каждый концерт становится триумфом. У них – гастроли по Союзу, лучшие концертные площадки страны, включая Московскую консерваторию и Колонный зал, даже приглашения за рубеж… Но выступать вместе им остается совсем недолго …
… В нынешнем году исполняется 115 лет со дня рождения замечательного русского композитора Бориса Алексеевича Прозоровского. Он щедро оставил нам целую россыпь музыкальных жемчужин – его романсы …
«Прощай, мой табор»
… Борис Прозоровский родился в 1891 году в Петербурге, в семье военного врача. Его родители прожили вместе недолго, разошлись, и воспитанием сына занялась мать. В раннем возрасте у Бориса проявилось большое музыкальное дарование. Но для дворянина стать профессиональным музыкантом считалось неприличным и неприемлемым, и он по желанию родителей пошел по стопам отца – стал военным врачом. Таким образом, о своем призвании следовало забыть. Но обстоятельства в который раз направили все в свое русло…
…Поиски привели его в тифлисскую консерваторию, где обучалась в то время одаренная имеющая великолепный голос студентка с очаровательной внешностью – Тамара Церетели. С ней Прозоровский и начал работу по подготовке своей концертной программы.
Налетела, как вихрь, эта жаркая страсть…
… В 1920-м году после совместных занятий композитор и певица начинают выступать сначала в гостиных тифлисской интеллигенции, потом на небольших концертных площадках. Их выступления принимаются публикой очень и очень тепло.
…Была музыка, и была любовь – с первой встречи, с первого взгляда…
… «…мы мальчишками часто встречали Тамару Церетели на тбилисских улицах с Прозоровским или Анной Орловой, на извозчике или пешком. Мы останавливались всей гурьбой, чтобы сказать ей «здравствуйте» или пожелать хорошего дня…
В душе зажила уже старая рана…
…Романс «Прощай, мой табор» повествует об одной из драматичных вех в биографии композитора. Он написан, как полагает Владимир Абрамов, перед ссылкой Прозоровского на строительство Беломорканала.
«Прощай, мой табор, пою в последний раз! Что в новой жизни ждет меня – не знаю!» – текст романса поэтично, но доподлинно отражал сложившееся положение вещей.
Настал и его трагический черед – бывший князь и автор «белогвардейского жанра» Борис Прозоровский был арестован и отправлен на Беломорканал, в качестве врача…
Тамара Церетели ушла из жизни много позже, в 1968 году. А тогда она осталась жива и невредима, ее даже не коснулись распоряжения чиновников от культуры о пересмотре репертуара и на нее не распространялись прямые запреты на исполнение цыганских, таборных, старинных романсов и песен…

Предыдущая «
Следующая »