НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

  • Автор: Самохин Антон
  • 08.04.2015
  • Комментарии отключены

Я просто пою народные песни.
Честно признаюсь, не все голоса, поющие народный репертуар, меня одинаково трогают, скорее даже наоборот, – редко на какой специфически фольклорный голос откликается сердце… Всегда, в любой деревне, был такой голос, такой исполнитель, о котором говорили с особенной, ласковой, гордостью. Для меня голос, вот такой необыкновенный, особый голос – это и есть песня.

Именно такие голоса открыли для меня когда-то чудо народной песни. Сначала это был голос ни на кого не похожей, самобытной и оригинальной Жанны Бичевской, затем – серебряный, чистый голос Евгении Смольяниновой. И лишь потом мне открылся светлый источник прекрасной безыскусности народных исполнителей…
Но не обязательно певец из народа должен жить в деревне. Такой народный певец, будучи профессиональным музыкантом, может жить и в Москве. Как, например, Сергей Старостин, известный музыкант, собиратель, исследователь и исполнитель народных песен, участник многих очень известных музыкальных мировых и европейских проектов, в основном связанных с современной музыкальной стихией джазовой импровизации.
Слушая Сергея Старостина, и в голову не приходит, что львиная доля исполняемых им народных песен принадлежит ему самому, однако – это так и есть. И, наверное, в этом нет ничего удивительного, ведь кто-то когда-то и народные песни сочинял.
Стоит только один раз войти в круг поющих, вслушаться и по-настоящему полюбить ее, как она сама в тебе уже начинает жить и петь. И ничего не надо придумывать, – только вспомнить о ней и напомнить о себе…
Сергей Старостин: Я просто пою народную песню. Я просто являюсь проводником, потому что я ничего не сочинил, ничего не придумал, – я услышал, воспринял это как свое и выдал на-гора. С другой стороны, с годами в голове формируется такое определенное отношение и взгляд на мир, что ты, где-то осознанно, где-то не осознанно, начинаешь делать что-то свое в этой области. Как бы авторское. И так появляются, не часто, но периодически, появляются тексты, которые ты сам распеваешь, и они весьма и весьма похожи на народные, и музыка тоже близка, интонационно, народной. Если совсем осмелеть, то можно сказать, что таким образом создаешь прообраз будущей народной песни, если ее кто-нибудь будет петь. Потому что пользуешься тем же интонационным рядом, теми же принципами поэтического стихосложения и так далее. И если это действительно кому-то ляжет на уши, то она вполне может стать народной и вполне может стать распеваемой…
– Что отличает сегодняшнюю, городскую, авторскую песню от народной или от тех, что сочиняют в народе?
– Основа всего все-таки интонация. Просто сейчас наша городская речевая интонация менее богатая, чем интонация в народной разговорной традиции. В традиции интонация такова, что из нее в принципе сама по себе рождается песня, без всякого искусственного перехода, вот так говорил, говорил и запел, – почти невидимый переход, и ничего не происходит с голосом, никакой перестройки связок практически не происходит…
Я считаю, что гусли гениальное изобретение наших предков. Это инструмент абсолютно терапевтический. Если у кого-то существует некий душевный дисбаланс, то ему всего лишь достаточно купить гусли и научиться на них хотя бы сносно как-то играть, дабы обрести душевное равновесие. Это я по себе замечал. Что касается инструмента, на котором я играю, в Питере есть замечательный мастер Саша Теплов, который брал уроки у Владимира Поветкина. Но потом вышел на свой уровень понимания инструмента, его изготовления. Он их делает настолько с душой, настолько не ремесленно, не топорно, а как-то с Богом в душе.
Что касается игры – конечно, меня никто не учил. И это очень жалко. Потому что на самом деле пройти гусельную школу было бы не плохо, но где ее взять. Гусельная школа такого академического образца есть, но я бы не стал туда углубляться, мне не очень близок этот путь. Скорее, вот деревенские гусли, или традиционные гусли, которые еще сохранились, в музыкальном смысле сохранились, на Псковщине или Новгородчине и в других каких-то местах…
Я думаю, что гусли, безусловно, должны присутствовать и в современной музыкальной среде.

Автор: Елена Фролова

Предыдущая «
Следующая »