ПРОФЕССИОНАЛЫ-2

  • Автор: Самохин Антон
  • 08.04.2015
  • Комментарии отключены

Нет правила без исключения. В семье не без урода.
Если говорить о VIP-профессионализме, то речь пойдёт о более менее известных авторах-исполнителях, представляющих более менее качественную «продукцию», основным источником дохода которых является концертная деятельность в АП (авторской песне).

Степень отношения их к субкультуре АП, качество «продукции», опыт, возраст, известность в народе различны.
Степень известности таких профессионалов колеблется от «всенародной» до «внутри тусовочной». Это во многом определяет их доход и отношение к АП.
Целью данной статьи не является обсуждение материальных аспектов их деятельности. Скорее речь пойдёт об этике отношений. Об отношениях в рамках «КСП-среды», отношениях к «песенному продукту», отношении к самому себе.

Всякий человек, взявший в руки гитару, хоть мимолётно задумывался о возможной профессиональной карьере. Для кого-то стремление к профессионализму становится целью жизни.
Одни видят в ней возможность легко (без особой физической или интеллектуальной нагрузки) заработать (в этом случае более всего шансов перейти в разряд ГОП-профессионалов).
Другие, осознавая всю меру ответственности и трудоёмкости профессиональной концертной деятельности, ищут возможность заниматься «чистым» творчеством, дабы не задумываться о материальной составляющей бытия. Здесь в основе лежит всё-таки большой труд и честные помыслы (и здесь скорее появляются шансы стать VIP-профессионалом).

В любом случае всё это называется «ЗАНИМТЬСЯ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ».

Здесь можно бы и порадоваться за человека, НО…

VIP-профессионализм представляется мне явлением с двойным дном.
Он представляет человеку возможности, как положительные, так и отрицательные.
Не претендуя на полноту описания, изложу то, что лежит на поверхности.
Итак, под знаком плюс:

— Возможность материального обеспечения своих нужд без отрыва от творческого акта.
— Возможность профессионального роста. Количество «работы» в какой-то мере перерастает в качество.
— Возможность профессионального роста за счёт увеличения круга общения и повышения качества этого общения.

Под знаком минус:

— Необходимость регулярного производства нового «продукта» и в результате возможность снижения его качества, «перепроизводства», быстрого «износа».
— Изменение качества среды общения. Некогда неформальное общение всё более обретает черты формальности внутри «КСП-среды», и как следствие, своего рода стресс, сказывающийся на этике взаимоотношений. Доминирование материального фактора в отношениях. Коммуникативное и информационное «переедание». Как следствие – появление неприятия к «КСП-среде».

Здесь я предлагаю немного пофантазировать и проследить наиболее характерные (и, возможно, несколько утрированные) этапы эволюции VIP-профессионала. Назовём нашего виртуального героя условно БАРД.

Итак, некий юноша, руководствуясь теми или иными мотивами, учится играть на гитаре.
Затем волею судеб попадает в «КСП-среду», остаётся в ней, и в какой-то момент превращается в некоего автора или исполнителя – Барда.
Творчество Барда пользуется неким успехом в «массах» и вскоре его начинают приглашать на фестивали, организовывать ему концерты и т. п.
Затем ему начинают за это платить деньги.
В какой-то момент заказов на присутствие Барда где-либо становится более чем достаточно.
Бард повышает расценки до определённого минимума-максимума. В целом всё это представляет обычное поведение индивидуума в рамках рыночных отношений.
Между тем граница между отдыхом и работой становится всё менее заметной.
В какой-то момент приходит осознание того, что отдыхать уже нужно как-то по-другому, иначе рутина КСП-шной жизни может поглотить своего «адепта». На этом этапе АП уже перестаёт быть для Барда отдушиной, отдыхом. Она становится для Барда работой.
Более того, в минуты отдыха от АП (а также в процессе возможного развития качеств музыканта, актёра, поэта и т. п.) сфера интересов Барда (хобби) изменяется. И вот здесь Бард попадает в противоречивую ситуацию…
Морально, эмоционально и т. д. (никак в общем) он уже не может адекватно существовать в «КСП-среде». Тусовка ему опостылела, чужого творчества (да и своего, впрочем) он уже «объелся». Взять бы всё и бросить, да начать осваивать новые вершины, представляющий больший интерес. Ан нет! Новые вершины уже не даются. Появился большой живот, хуже стало с памятью. Трудно отказаться от «кормушки», ведь новое дело нужно начинать с нуля, в том числе с материального нуля. А для этого необходимо здоровье, резвость ума и прочее, и прочее. Былые навыки в какой-либо другой профессиональной деятельности утрачены. Если финансовый статус позволяет, то можно платить за реализацию нового хобби, но это совсем не то, чего ищет человек вкусивший «свободы любимого дела» и привыкший на любимом деле зарабатывать.
Весь парадокс в том, что Бард понимает, что он уже не тот, и он ищет общения и понимания со стороны людей связанных со сферой его новых интересов. Но вермя упущено. Кроме опостылевшей «КСП-среды» он не нужен никому!
Внутренние страдания Барда выливаются в тихий соглашательский конфликт с «КСП-средой». Тусовка терпит его «причуды» по старой памяти, за былые заслуги, и даже за какие-то новые успехи, которые Бард совершает по инерции (ведь не бесталанный же он). Бард в свою очередь терпит тусовку из материальных соображений. И вот тут проявляется момент, когда VIP-профессионализм становится столь же вреден для «КСП-среды», как и ГОП-профессионализм. Что же в результате имеет «КСП-среда»?
— «Коррумпированное» жюри на конкурсах. Гостю (члену жюри) уже давно абсолютно не интересны процессы связанные с АП. Ему всё равно за кого «поднимать руку». При условии оплаченного гонорара он делает то, что ему диктуют организаторы.
— «Никакое» жюри. При отсутствии момента «коррупции» члену жюри всё также абсолютно без разницы, кому раздавать «слонов». Здесь он либо ведёт себя пассивно, либо предлагает заведомо «ложных» лауреатов, чтобы, видимо, хоть как-то скрасить свой досуг.
— Любой концерт либо фестиваль изначально делаются для людей, но в данном случае организаторы получают Гостя, который работает для денег. Он честно отрабатывает все пресс-конференции, он в поте лица поёт на концерте, образно говоря, он честно точит на станке деталь за деталью. Если его попросят точить деталь по-другому, он будет точить её по-другому, но сам никогда не воспользуется этой продукцией. И в процессе своей работы он не думает о потребителе.
Ещё один неполный список перспектив…

Таким образом, АП теряет своё хвалёное личностное начало, теряет свою не-конъюнктурность, да и много чего ещё теряет. И теряет она это усилиями всеми любимых и уважаемых VIP-профессионалов. И это вовсе не брюзжание по-поводу пресловутой коммерциализации АП. Лозунг «Барды денег не берут!» уже давно приказал долго жить. Более того, на сегодняшний день что-то сделать без денег, практически невозможно. Дело в другом… Дело в честности перед собой и перед другими, в ответственности, в смелости.
Это вечные вопросы и вечные проблемы. В конце-концов это очень индивидуально, и каждый сам отвечает себе на эти вопросы.
Но всё-таки…

Предыдущая «
Следующая »