ВОЛШЕБНИК ПЕСНИ!

  • Автор: Самохин Антон
  • 08.04.2015
  • Комментарии отключены
Шухрат Хусаинов – израильские гастроли
Волшебник песен

Часть 1. Начало
Я имею в виду Шухрата Хусаинова, известного российского барда, лауреата Фестиваля имени В.Грушина (1997 г.), завоевавшего в последнее время завидную популярность не только в самой России, но и за рубежом, у русскоязычной публики Израиля, Германии и США, уехавшей за последние 15-20 лет из страны, которая когда-то именовалась гордо – СССР.

Авторская песня (или как принято ее еще называть – бардовская) – есть ничто иное, как самовыражение души поэта в стихах, сопровождаемых музыкальным инструментом, чаще всего – это гитара. Прекрасный инструмент — мобильный, легкий, звучащий в унисон с человеческим голосом. В руках мастера – это целый оркестр, выполняющий роль аккомпаниатора. Сочетать в себе поэта, композитора и исполнителя – значит достигнуть совершенства в данном жанре искусства. Один из тех, кому это удалось в полной мере и есть Шухрат Хусаинов.

Возьму на себя смелость рассказать с чего начинался этот бард, сделаю это на правах «крестного отца».
Феномен Шухрата Хусаинова, творящего на русском языке, начался с того, что до шести лет от роду он вообще не говорил по-русски. В его жилах течет узбекско-татарско-казахская кровь. Родился он в городе Чирчик, Ташкентской области, неподалеку от знаменитого Чимгана и Брич-муллы. Красивейшие места в предгорьях Тянь-Шаня. Родился в прекрасной интеллигентной семье, где воспитывался в традиционно-советской манере.
Уже в раннем детстве, освоив русский язык, много читал. Читал запоем, не зная меры, за что частенько был наказан отцом. Нет, не за то, что читал, а за то, что читал без конца. По признанию самого Шухрата, это увлечение литературой обогатило его на всю жизнь и подтолкнуло самого писать стихи и мини прозу. До сих пор он не перестает заниматься этим увлекательным делом. Даже будучи у меня в гостях, в Израиле, постоянно ходил с книгой.
С восьмого класса, примерно в 1983-84 годах, наслушавшись песен Ю.Визбора, Б.Окуджавы, А.Суханова и других известных бардов, Шухрат начинает писать свои первые песни и стихи. Потом поступление в Самаркандский мединститут, участие в команде КВН, где я и увидел, и услышал его впервые.
Это был, если мне не изменяет память, 1987 год. Игра между командами КВН военного училища и мединститута. В середине конкурсов на сцену выходит один из участников, и в сопровождении собственной гитары (за 7 руб. 50 коп.) исполняет песню, явно собственноручно написанную. Я, сидя в жюри, угадал это сразу.
Поскольку мы с несколькими начинающими авторами организовали КСП – клуб самодеятельной песни, и искали новые таланты, я и пригласил Шухрата прийти на «очередное заседание» клуба. Помнится, что он пришел не сразу. Через пару дней, проезжая на своем «Москвиче» вдоль знаменитой в Самарканде «черной дороги» (на ней испокон веку грабили прохожих), я увидел Шухрата, остановился и предложил ему прийти в клуб.
И он пришел. И спел нам свои первые песни, которые всем очень понравились. Чувствовалось, что у парня огромный потенциал. И было видно, что он явно подражал В.Высоцкому, но тексты… тексты выдавали свежесть мыслей, образов, рифм, ритмики талантливого барда.
В те годы (1987-1993) через самаркандский клуб «Доминанта» прошло много прекрасных авторов и исполнителей. Достаточно назвать Зиннура Миналиева, Тимура Ведерникова («ГРАССМЕЙСТЕР»- Москва), которые впоследствие стали братьями Шухрата. Кстати двоих его сыновей так и зовут – Зиннур и Тимур.
Можно продолжить этот список: Наталья Нестеренко, Татьяна Демидова, Александр Хрипков, Валерий Белоусов, Борис Ведякин, Вячеслав Старухин, Ольга Горелова, Наталья Карандаева, Светлана Злотник, Регина Ташлицкая, ну и автор этих строк, естественно.
Особо отмечу заслуги в создании клуба Аркадия Смирнова (Москва, лауреат первого всесоюзного фестиваля авторской песни в Саратове). А также известного автора-исполнителя Григория Пряхина, знающего, по-моему, все песни Ю.Визбора.
Вся эта компания, в том числе и ваш покорный слуга, стали друзьями, партнерами, наставниками родившегося барда, Шухи, как его по-дружески называли все.

Часть 2. Фестивали
Первое выступление Шухрата на публике состоялось 25 мая 1988 года в Самаркандском Доме культуры № 1. Уже тогда он вместе с Натальей Нестеренко и Зиннуром Миналиевым стал признанным творческим лидером. Одна из первых его песен, прозвучавших на концерте КСП «Доминанта», была посвящением В.Высоцкому.
В этом же году Шуха принял участие во втором самаркандском слете авторской песни в ущелье Тепакуль (Зерафшанский хребет Памира). Затем поездка со мной в город Таллинн, на всесоюзный фестиваль, но пока в качестве пассивного участника. Выступали в основном в вагонах, где жили все рядовые участники. Кстати, эти вагоны переезжали с вокзала на вокзал без предупреждения. Однажды, уйдя помыться в привокзальном
туалете и вернувшись на перрон, мы обнаружили, что вагоны уехали на другой вокзал, куда пришлось идти через весь город. Так эстонцы «любили» русскую авторскую песню.
Потом выступление перед бардами в знаменитом питерском клубе «Восток», где прошла первая по-настоящему семинарская работа с анализом текстов, музыки, исполнения и т.п.
1989-92 годы – первые поездки КСП «Доминанта» в Норильск. «Узбеки» в Заполярье — такого еще не бывало. О том, как самаркандцы попали на норильский фестиваль, разговор особый и длинный. Опустим это. Скажу лишь, что в те годы туда приезжало по пять-девять человек, и двое из них – Шухрат Хусаинов и Тимур Ведерников — произвели там фурор. Шуха тогда стал впервые лауреатом серьезного и значимого фестиваля («Посвящение Л.Старцевой»).
Следующим этапом была «грушинка». Вначале – 1989 год – дипломант, 1997 – лауреат. Между этими двумя датами — поездки в Воркуту и еще десятки городов России. По признанию самого Шухрата, он жил в тридцати двух городах Евразии. Сотни песен, стихов, война в Чечне, поиск самого себя, встречи, разлуки, боль, разочарование, верность друзей, любовь, страсть, предательства и снова поддержка друзей и близких, неустроенность, метания – все это пережил юноша, так рано повзрослевший («… я был почти что стар – мне было восемнадцать…).
Не знаю, что бы произошло с Шухратом, не повстречай я его тогда на «черной дороге» в Самарканде, но, думаю, в авторскую песню он бы все таки пришел.
В этом разделе, который я назвал «Фестивали», многое не рассказано, потому что в январе 1993 года я уехал с семьей в Израиль, и Шухрат выпал из поля зрения, телефонные связи были редкостью, так как найти его «по союзу» было нелегко. Лишь с приходом в наш обиход Интернета, стало возможным получить практически любую информацию о тех, кого ты считал потерянными навсегда. Так случилось и со мной. Я нашел Шуху и договорился с ним о приезде на гастроли в Израиль.

Часть 3. Страна чудес
Приезд Шухрата В Израиль – своеобразное чудо. Попасть в эту страну по приглашению, а не по туристической визе, с фамилией Хусаинов далеко не просто. Но нам посчастливилось, и добрый ангел привел Шуху в страну обетованную.
Мы с ним не виделись долгих 14 лет. За это время он написал много новых песен, которые, к своему стыду, я не слыхал. Такова уж была связь между Россией и Израилем. Естественно, что разговоры о том, что было, где наши ребята, как кто живет, были бесконечны.
Сразу отмечу, что узнав о приезде Шухрата Хусаинова в Израиль, многие клубы тут же сделали заявки на концерты. Их было много – творческих встреч, прошедших с большим успехом. Отзывы были самые восторженные.
«Мы в буквальном смысле открыли для себя великолепного автора, песни которого западают в душу, и хочется петь их, подпевать ему на концертах,- это мнение Михаила Чеботарева из знаменитой «Чалмы».
Володя Марченко (КСП Нетания): » Мы просто влюбились в эти песни, очень высокий уровень».
Часто слышались возгласы на концертах: » Потрясающе! Такая лирика! Ничего подобного не слышали! Достойное продолжение ряда Окуджава, Визбор, Высоцкий, Егоров…»

В ходе концертов стало ясно, что перед нами маститый автор великолепных песен, тематика которых очень разнообразна. Здесь трогательная и глубокая лирика, и военные песни. Песни юмористические и сатирические, в общем – на любой вкус. А каково исполнение! Голос и фактура самого автора, который едва выходит на сцену – зритель уже с ним, уже ждет чего-то интересного, необычного. Его колоритная фигура, мощный голос и владение гитарой оставляют после концерта неизгладимые впечатления. Но главное, конечно, сами песни, которых у автора огромное количество. Песни, которые никого не оставляют равнодушными.
В Израиле Шухрат принял участие в двухчасовой программе государственного радио на русском языке. Вела передачу Лиора Ган. Он там отвечал на вопросы радиослушателей, пел, вел беседу с ведущей и т. п. И вот итог – одна постоянная радиослушательница сказала, что из всех гостей этой передачи лучшим был именно Шухрат. Его стихи и песни
покорили русскоязычных израильтян.

Диски песен, а их на сегодняшний день пять («Ученик волшебника», «Сердце мастера», «Выходи по одному», «Течет река Вобля», «Между Бахом и Шарманщиком»), так вот диски расходились, как свежие пирожки.
Каково было удивление самого Хусаинова, когда в каждом клубе находились барды ( Давид Альтман, Мила Розенштейн, Сергей Золотницкий, Юрий Киселев, Борис Шахнович, Сергей и Павел Зильберы), которые пели его песни. Естественно – это было приятно.

Но… Все проходит. И гастроли Шухрата пролетели незаметно. Две недели поездок практически по всей стране — в Тель-Авив, Хайфу, на Мертвое море, на Кинерет и в другие места… Думаю, что он уезжал полон впечатлений и, надеемся, с желанием снова вернуться сюда, где его с нетерпением будут ждать новые друзья, новые слушатели.

Ефим Ташлицкий,
Бард-клуб «Тыковка», г. Петах-Тиква,
Израиль.

Предыдущая «
Следующая »