ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ

  • Автор: Самохин Антон
  • 08.04.2015
  • Комментарии отключены

Что же это такое – «Второе поколение бардов»?
Почему именно их творчество оказалось не слишком востребованным? Может, потому, что они с их непрактичностью и воспитанностью оказались в штилевой зоне между мощными авторами первого и напористыми третьего поколения?

Юрий Лорес, один из самых ярких авторов этого самого второго поколения, рассказывает про себя и своих друзей.

Я хочу рассказать о своем поколении бардов, которое называю вторым, хотя это может быть несколько спорным. Вероятно, оно не второе, а третье или даже четвертое. Я поступаю так же, как все люди: опираясь на объективные факты, рисую субъективную картину. Для меня первое поколение бардов начинается с Михаила Анчарова и заканчивается Вадимом Егоровым. Вы скажете: как это возможно, одно поколение при такой разнице в возрасте? Но, во-первых, творческое рождение не всегда связано с биологическим возрастом, а скорее соответствует времени, когда автор или его произведение проявилось в определенной человеческой общности. Во-вторых, в одном поколении есть отношения старшие–младшие, но нет отношений родители–дети, т.е. конфликта ценностей. Получается, достаточно найти проявления этих конфликтов, чтобы отделить одно поколение от другого или объединять людей в разные поколения…
Мое поколение авторов и исполнителей появилось в середине 1970-х.
Я называю его вторым. Первый конфликт ценностей в бардовской песне начался на рубеже 1960-х и 70-х. Как показалось тогда, мое поколение участия в нем не принимало… На рубеже десятилетий появилась группа авторов, назвавших себя Первым творческим объединением: В. Бережков, А. Мирзаян, В. Луферов, В. Матвеева, Ю. Аделунг и Анат. Иванов. Они стали петь стихи со сложной стилистикой и образностью, требующие от слушателя некоторых исторических и литературных знаний. Это были не только их собственные стихи, но и стихи М. Цветаевой, О. Мандельштама, Д. Хармса, И. Бродского, Л. Губанова, В. Сосноры и других поэтов. Разумеется, что стихи усложненной стилистики потребовали усложнения музыкальной гармонии, привлечения иных интонаций и ритмов, в т.ч. свойственных джазу и року…
И, наконец, самое главное: почему появилась эта статья и должна появиться рубрика, посвященная авторам и исполнителям 70-х? Потому что каждое творческое поколение по-настоящему рождается в споре с предыдущим. А о каком споре, о каком конфликте ценностей может идти речь, если другая сторона в споре практически отсутствует? Если система ценностей предшественников последователям неизвестна, то по-следователи они или создают нечто иное? Тогда и на первое поколение не стоит оглядываться. Честнее сказать: «Все, что было, закончилось. Мы создаем новое».

Юрий Лорес

Предыдущая «
Следующая »